Новые возможности в Maya 6

         

Основные понятия из области традиционного искусства

Композицией называется размещение объектов и сопутствующих им элементов в пределах кадра. Динамичный кадр не только привлекает внимание, но и несет определенную информацию, и даже интригует, что само по себе является формой искусства.

Без сомнения, вам пригодится знание основ дизайна, поэтому имеет смысл прочитать дополнительные пособия по данной теме. Понимание принципов компоновки и оформления сцен позволит улучшить их внешний вид и облегчит процесс их наладки. Перечислим понятия, с которыми вам нужно познакомиться поближе.

Форма, пространство и композиция

Пространство представляет собой место для построения кадра. Вне зависимости от последующей судьбы этого кадра — он может быть показан как в Интернете, так и на большом экране — при его построении вы обязаны применять основные принципы дизайна. Многое зависит от того, как вы распределите формы и поделите пространство.

Формой (form) в дизайне называется любой видимый объект. Он имеет определенные контуры, цвет и текстуру, выделяющие его на фоне остальных объектов и декораций. Практически любой созданный и анимированный вами объект превращается в форму после визуализации сцены. Распределение объектов сцены в пространстве называется композицией. Пространство перед визуализируемыми объектами и за ними представляет собой соответственно передний и задний планы сцены. Скопления объектов формируют положительное пространство (positive space), а места их отсутствия — отрицательное пространство (negative space).

Для зрителя положительное пространство как бы выступает над поверхностью кадра, в то время как отрицательное отходит на задний план. Игра с расположением этих пространств значительно влияет на динамику кадра. Добавив сюда элемент движения, вы получите замечательную возможность управления холстом.

Если поместить все объекты в центр кадра и равномерно распределить их в пространстве, изображение станет скучным и непривлекательным для зрителя. Композицию сцены нужно выстраивать таким образом, чтобы основные объекты занимали наиболее интересную область кадра, в которой они взаимодействуют с отрицательным пространством. В результате взгляд будет перемещаться по кадру, и композиция приобретет динамику даже при отсутствии анимации.

В упражнениях главы 10 вам предстоит создать динамический кадр с помощью источников света и теней.

Равновесие и симметрия

Равновесие кадра предполагает равное количество положительного пространства с каждой стороны. Утяжеление одной из сторон увеличивает динамику кадра.

Симметричное распределение объектов создает определенное статическое равновесие, в то время как отсутствие симметрии подчеркивает наличие движения.

В живописи, фотографии и кино принято делить кадр на три части по вертикали или горизонтали и размещать изображение в одной из полученных третей. К примеру, объект, помещенный в нижнюю треть кадра, будет выглядеть маленьким и незначительным. Наличие объекта в верхней трети кадра заставляет зрителя поднять глаза вверх, что визуально увеличивает масштаб и подчеркивает важность выделенного элемента картины. Рисунок 1.4 иллюстрирует разницу между статичным симметричным кадром и композицией, полученной делением на трети.



Рис. 1.4. Симметричная картинка выглядит статичной, в то время как разбив кадр на три части и поместив объект в одну из них, мы создадим впечатление внутренней динамики

Контрастность

Контрастность определяет, насколько объекты переднего плана выступают на фоне декораций. Чем меньше разница в цвете и освещенности, тем более плоским выглядит изображение (рис. 1.5). Четкие тени и яркие блики подчеркивают глубину рисунка и помогают отделить объекты от фона. Анимация контрастности помогает регулировать глубину кадра.



Рис. 1.5. При низкой контрастности объекты теряются на фоне декораций, но стоит добавить к изображению тени и зеркальные блики, как объекты выступают на передний план

Как вы убедитесь, прочитав главу 10, освещение играет важную роль в создании динамических контрастов в кадре.

Цвет

Впечатление, создаваемое кадром, во многом зависит от цветового решения. Участки, окрашенные в теплые цвета, как бы выступают вперед, в то время как участки холодных тонов отодвигаются вглубь. Окрашивание главного объекта в теплые тона при декорациях холодных тонов создает замечательный контраст и увеличивает динамику кадра.

Цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга, называются дополнительными. Их сочетание выглядит не очень гармонично. Но в то же время использование дополнительных цветов увеличивает контрастность сцены. В данный момент может возникнуть впечатление, что теория дизайна имеет очень опосредованное отношение к компьютерной графике. Тем не менее использование ее принципов — это реальный способ добиться впечатляющих результатов.


Содержание раздела